Tatarmoscow.Ru
Загадки Татарщины PDF  | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 
История татар - Золотая Орда
Автор: Administrator   
12.09.2008 12:13
Что возникает у вас при слове «Татарщина»? По определению словаря Ушакова за словом этим кроется: «1. Период татарского ига в древней Руси; 2. Дань, платившаяся татарским ханам в этот период…». Понятно, что с понятием «ига» еще надо разбираться, учитывая исторические реалии, а не предвзятые мифологемы.
 

Что возникает у вас при слове «Татарщина»? По определению словаря Ушакова за словом этим кроется: «1. Период татарского ига в древней Руси; 2. Дань, платившаяся татарским ханам в этот период…». Понятно, что с понятием «ига» еще надо разбираться, учитывая исторические реалии, а не предвзятые мифологемы.


Что же касается налогов, «платившихся в этот период», то пусть первым кинет в меня камень тот предприниматель, который откажется платить налоги в 10 % от прибыли, к тому же обеспечивая себе про этом полную защиту как от внешних нападений, так и от внутренних усобиц. 

Но на просторах нашей необъятной страны есть одно место, тоже носящее название Татарщино. Это некогда большое и процветающее, а ныне сравнительно небольшое татарское село, затерявшееся среди полей и лесов такой, казалось бы, нетатарской Тамбовской области. Впрочем, у этой тамбовской Татарщины есть и еще два названия. Одно из них, неофициальное – Кёрша, наверное, по имени речки Ближняя Керша, на которой Татарщино расположена. Очень интересно, что таким же, но уже официальным названием, рядом расположены еще два села, но уже русских. 

Второе же имя, сейчас не употребляемое, но оставшееся в памяти народа – Тенишевка, по фамилии известного рода князей Тенишевых. По народному преданию, кто-то из рода Тенишевых некогда основал Татарщино, которое тогда так еще не называлось. Когда же это произошло? Когда поселились татары в этих местах?

Точных сведений об основании Татарщино никто не дает, более того, никто даже не претендует на абсолютную достоверность именно тех сведений о первопоселенцах этого села, что приводит тот или иной источник. В некоторых исследованиях приводятся данные о поселении в этом месте шацких мурз в 1697 г., но этот год не связывается с основанием села. Среди местных жителей имеется два взаимопротиворечащих предания – об основании старейшего татарского аула Тамбовщины в 1740-х годах выходцами из-под Астрахани и об основании нового кладбища в нем в 1475 г. 

Первое предание, по-видимому, имеет в своей основе факт подселения в уже существующее село новых групп населения, возможно, действительно из-под Астрахани. Это тем более реально, что по материалам башкирского исследователя Асфандиярова по Уралу (его книга «Деревни Башкортостана») четко прослеживается тот факт, что в те или иные деревни многократно поселялись все новые и новые группы людей. Практически то же самое говорят и краеведческие изыскания С.Кучумова по Сибири (Кемеровская область), где в ходе многократных поселений даже изменялся этнический состав жителей того или иного села. 

В этой связи особо интересно второе предание, которое, возможно, имеет под собой реальную историческую основу, хотя факты требуют дополнительного изучения, в первую очередь могильных камней на новом и старом кладбищах. Особый интерес вызывает то, что в этом предании татары называются первопоселенцами этих мест. "Когда наши предки сюда пришли, здесь только дубовые рощи стояли" – именно так говорят уроженцы самого старого татарского (а, может и не только татарского) села Тамбовщины. А ведь и в самом деле – Тамбов то основан в 1636 г., райцентр Рассказово (Татарщино находится в Рассказовском районе) – в 1698 г., Уварово – в 1699 г., то есть массовая российская (славянская) колонизация края имела место лишь в 17 веке. Конечно, могут возразить – а как же мордва, ведь убедительнейшие следы этого народа есть и в топонимике, и в археологии области. Во-первых, мордва не проживала плотными массами, особенно по окраинам своего ареала, каким и была Тамбовщина, и во-вторых, в отличие от татар и русских, мордва не создала собственной государственности. 
Но ведь, если новое кладбище возникло в 1475 году, то какого же года старое? Это первый вопрос, а второй не менее интересен – даже если татары поселились в Татарщине лишь в 15 веке, то ведь в это время эти земли были практически внутренними территориями Золотой Орды. Неспроста, наверное, и само русское название села Татарщино связано с ордынским влиянием. Выходит, что предки современных татар из Татарщино действительно потомки носителей древней ордынской государственности – между прочим, действительной, а не мнимой предтечи государственности российской. Между прочим, в этих же местах находился Керешинский беляк – одно из феодальных владений татарской аристократии с мордовским податным населением.

Но загадки Татарщины не кончаются лишь вопросом времени его основания. 
населения, относящегося к феодальным сословиям. Дело в том, что татарское население этого необычного села состоит из носителей цокающей группы мишарского диалекта татарского языка, что особенно необычно в связи с тем, что их татароязычное общение происходит почти исключительно с носителями чокающей группы мишарского диалекта (второе на Тамбовщине татарское село Энгуразово, соседняя Пензенская область). С цокающими же мишарями татарщинцы не общаются, и никаких контактов не имеют, хотя говорят точно так же!

Но загадки продолжаются и дальше. 
Среди местных жителей распространены следующие наследственные фамилии: Вишняковы, Давлетгильдеевы, Енгалычевы, Маматкозины, Милушевы, Сакаевы, Тенишевы, Чанышевы. Но ни одна из этих фамилий среди цокающих татар-мишарей в других местах не встречается. Собственно, Тенишевы, Енгалычевы, Давлетгильдеевы считаются выходцами из Темникова, но тамошние татары чокают. Может быть, они не всегда так говорили? 

Интересна также крайне распространенная в селе фамилия Вишняков. Имя, от которого происходит такая вроде де бы нетатарская фамилия, существовало раньше … у мордвы до ее христианизации. По крайней мере, имеются упоминания о мордвине Вишняке, бывшем в 18 веке мусульманином. 

Но на этом загадки Татарщины все еще не исчерпаны. Именно среди выходцев из этого села замечены кузенные браки (между троюродными братьями и сестрами из одной фамилии), что воспринимается как вполне обычное явление. Вообще-то такая традиция, обычная для дагестанцев или для ишанских узбекских и таджикских родов, для татар не совсем характерна. 

Конечно, будущим исследователям Татарщины придется основательно исследовать в первую очередь старое кладбище, но и новое тоже содержит в себе много интересного. Например, на нем захоронения локализованы по фамильному принципу. Также на новом кладбище обнаружены захоронения, принадлежащие мусульманам – жителям г.Тамбова, в т.ч. не татарам – азербайджанцам и т.д. Последний факт особенно интересен в связи с тем, что в этот период уже имелся отдельный мусульманский участок кладбища в г.Тамбове. впрочем, это не удивительно, учитывая тот факт, что именно выходцы отсюда оказали большое влияние на развитие ислама в Тамбове. 

В советское время имамами мусульманской общины г. Тамбова, конечно же, неофициальными, традиционно становились выходцы из Татарщины – Милушевы и Вишняковы. Один из них, заслуженный врач, в свое время получивший награду от Сталина за профессиональные заслуги, Милушев Умар, и используя свое авторитет, оказал огромное содействие в процессе возвращения верующим мусульманам Соборной мечети в Пензе.

А что же мечеть в самом Татарщино? Она существовала лишь до гражданской войны, во время которой была сожжена и больше не восстанавливалась. Тем не менее в ауле в течение всего советского периода были имамы. В настоящее время имамом является шестидесятилетний Шамиль-хазрат Вишняков.

Может быть, отсутствие мечети, может, удаленность от других татарских аулов способствовали тому, что сейчас некогда многочисленное население стремительно сокращается. В 2008 г. в Татарщино проживает около 80 татар. А когда то здесь было 4 колхоза!

Безусловно, это уникальное татарское село требует пристального лингвистического, этнографического и археологического изучения, могущего пролить на процесс как заселения Центрального Черноземья, так и этнической истории татар. Еще большего внимания требует его сохранение, чтобы не получить вместо уникального населенного пункта всего лишь рощу с раскиданными камнями, надписи на которых никто не сможет прочесть, да еще скупые строчки губернского архива…  


Макаров Ахмад

http://www.islamrf.ru/news/culture/history/4431/
 

Татарский опрос
Какие цены билетов на татарские концерты в Москве?
 
Популярное
Мечети Москвы
Мечеть Кул Шариф (Казань)
Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г.
Наша кнопка